о нас

планируемые походы

отчеты, история

полезные ссылки

Ландшафтный дизайн, озеленение, благоустройство

Рассказ о походе по Кольскому полуострову.

автор - Дадашева Саша

 

День 1-ый(17.06) Апатиты

Дружно выгрузив все рюкзаки и велосипеды, мы, с чувством выполненного долга, попрыгали на перрон. Это были Апатиты. Погода была солнечная, хотя временами ветер пронизывал. В музей камня нас не пустили, т.к. он был закрыт, и мы направились в знаменитый Полярно-Альпийский Ботанический Сад основанный в 1931 году.

Выехав из Ботанического сада, мы, предварительно немного поблуждав, нашли  асфальтовую дорогу, ведущую на перевал Юкспоррлак. Затем мы с оптимизмом вползли  на предлинный тягун и оказались у рудника Расвумчорр. Там, к всеобщей радости была столовая, где  мы и поели. Так же в этой столовой нам сказали, что едем-то мы собственно совершенно не туда, что пройти там нельзя, тем более, разумеется, проехать, и что нам неплохо было бы спуститься с этой горы и повернуть... Ну куда повернуть, в общем-то, никого уже не волновало, потому как слова «спуститься с этой горы» означали ровно то, что надо ехать назад, чего честно признаться не очень-то хотелось, потому как это конечно и был первый день, и мы конечно еще вовсе не устали, и конечно... словом еще много конечно, но вперед, как мы знаем, ехать значительно приятнее, чем назад, и... словом опираясь видимо на принцип «русские везде пройдут» мы двинулись дальше. Вскоре мы нашли дорогу на перевал, она шла все время в гору и была вся усыпана многочисленными камнями. Мы некоторое время постояли и поулыбались, глядя на эту дорогу, не очень видимо понимая, как же ее пройти, и, с радостным возгласом Алексея Матросова (руководитель): «Вперед, друзья, брать перевалы!» мы отчаянно рванули вперед. А точнее сказать, мы отчаянно поползли вперед, т.к. ехать там было нельзя, и передвигались мы преимущественно с помощью так называемых вожжей. Мы радостно падали, радостно вставали, затем радостно поднимали велосипеды, снова падали... и все это продолжалось около 4 км, пока мы не забрели в тупик. Точнее сказать  это был не совсем тупик, дорога уходила в гору и заканчивалась там. Проведя исследование местности, выяснили, что с другой стороны горы обрыв, спуститься с которого с велосипедами не представляло никакой возможности, даже если и удастся подняться. И мы вернулись.  Где-то по дороге пробили колесо Матросову, заклеили, нашли нужную тропу и дошли до перевала, перед ним и заночевали.

День 2-ой(18.06) 25 минут перевала

Туман. Из палатки помню вылезти было еще довольно легко, впереди было приятное ощущение 25 минутного перевала. (мы встретили людей, которые сказали, что прошли перевал за 25 минут) Ну точнее осознание того, что пешком пройти значительно легче и быстрее чем на велосипедах было кончено... но если бы кто-то в то утро сказал нам, что это будет за перевал... ну словом и хорошо, что не сказалиJ. 25-минутный перевал растянулся на 5,5 часов..5,5 часов 2,5 км... все вещи несли на себе. За эти 5,5 часов мы узнали много нового, например, до этого момента мне казалось, что велосипед создан для того, чтобы на нем ехать, но кто на ком ехал все эти 5,5 часов, был еще большой вопрос... Вся дорога была из живых камней, идти надо было осторожно, ехать было совершенно невозможно.   Во время перевала мы ощутили всю прелесть местной погоды. Поднялся ветер, начался моросящий дождь, который впоследствии перешел в настоящий ливень, благо к этому времени перевал был близок к завершению. Нести все свои вещи сразу не представлялось возможным, мы сняли рюкзаки с велосипедов и, медленно передвигаясь, переносили то велосипед на N количество метров вперед, то рюкзак, за которым надо было возвращаться, оставив велосипед где-то на «дороге». Так попеременно несли то одно, то другое, при этом было совершенно не важно, чьи вещи или чье транспортное средство ты тащишь на себе, потому как все наши вещи были разбросаны по перевалу от его начала и до, впоследствии, его конца. Вот заберешься на какую-нибудь очередную возвышенность, оглянешься, а там по всему перевалу среди серой массы камней то там, то тут цветные пятна – где синий рюкзак, где красный, где рыжий, где что-то напоминающее велосипед... вдруг смотришь... О! твой рюкзак пошел! а издалека даже и не поймешь, кто его тащит... Словом все помогали друг другу.

Преодолели перевал! Обрыв... Траверс... Хочется повеситься... Преодолели траверс! Спустились вниз и сделали остановку часа на 2. что-то жгли, что-то ели, как-то грелись... Приободрившись, поехали дальше сначала по каменистой тропе, затем по грунтовке. Ветер был... даже не знала, что бывает такой ветер... Сначала он дул слева так сильно, что надо было наклоняться в его сторону, чтобы не упасть вправо. Один раз все же упала... на Лешу Климова, который пытался объехать меня справа. Поругавшись на то что нас, девчонок, таких легких этот ветер сдует и не заметит, получила ответ от Миши, что и их тоже сдувает... ну знаете, если сдувает 80 кг живого веса, плюс килограмм 15 велосипед, плюс рюкзак это уже больше ста... комментарии отсутствуют. Ветер стал дуть в спину, благодаря чему скорость на порядок увеличилась, педали кажется, мы не крутили совсем, а что такое тормоза велосипеду видимо, забыли объяснить, т.к. он не тормозил... не тормозил вообще.

Во время спуска пробили колесо Вере - заклеили; поранилась Людмила - забинтовали. Дождь не утихал, промокли насквозь.  Доехали до бетонной дороги, по ней въехали в Коашву. Там на наше счастье нас пустили в какой-то местный клуб, где мы промокшие, продрогшие и уставшие остановились на ночевку.

День 3-ий(19.06) Опаздываем на день

Проснуться было довольно сложно, Встали рано, вышли поздно, как обычно. Погода была отвратительная. Дождь то утихал, то вновь начинался, было холодно. Доехали до поселка Октябрьский. У многих что-то было с велосипедами. Когда остановились на ночевку, Дима мужественно чинил велосипед, это не давало особого результата, но он усиленно старался, и когда было понятно, что дело безнадежно и до конца его не починить, решено было оставить все как есть, чтобы не испортить и того, чего он успел добиться и с чувством «сделано все что возможно» Дима пошел спать.

День 4-ый(20.06) Броды

Все тот же дождь, но иногда выглядывает солнце. Обедали в Пунче, до обеда проехали наверно около 25 км. Дождь перестал и Мишу, таскавшего все это время с собой спиннинг, отправили ловить рыбу. Ну, одну-то он успел поймать, и даже успел отправиться за второй, но... за этим занятием его и застал очередной порыв дождя.

Нас ожидали по плану около 20 бродов. Когда их количество завалило за 40, это напомнило перевал, который длился «25 минут»... Вспомнили Дмитрия ПетровичаJ... Мы довольно сильно растянулись по дороге сплошь усыпанной ручейками, лужами и речками. Через некоторые ручьи перебраться одному было очень сложно. Ребята по двое переносили велосипеды. Сначала было довольно весело смотреть, как кто-то перед тобой разрезает колесом очередную водную массу, или как кто-то падает, в него врезается еще пара человек и все, и без того промокшие от дождя, становятся еще мокрее, или как ты сам падаешь... Одним словом вначале это доставляло радость, потом начали уставать, потом хотелось есть, потом сесть, потом лечь, потом устали и уже ничего не хотелось... И если на перевале было отчетливое желание повеситься, то теперь даже на это не было сил. Очень смешно было, когда, передвигаясь по этой дороге (по которой машина никак проехать не могла, а мы в состоянии были ехать со скоростью не больше 20 км/час, да и то до брода и после него, а расстояние это было в большинстве случаев такое, что и разогнаться-то было нельзя), мы наткнулись на висящий на дереве знак «не больше 60» Даже сейчас мне интересно, кто его туда повесил!

По карте мы уже давно проехали все броды, но на самом же деле конца и края этому было не видно. Был уже первый час ночи, а на ночевку было вставать негде. В какой-то момент мы перешли на железнодорожные пути, которые все это время шли параллельно дороге по которой мы ехали,  и пошли по ним, кое где даже можно было ехать. Броды остались справа. Не могу точно сказать сколько мы шли по железке, мне думается около 0,5 км, может и меньше. Счастье, которое мы испытали, увидев дорогу, описанию не поддается!! Там мы и остановились на ночевку.

День 5-ый(21.06) И снова дождь...

Встали поздно. Не удивительно... Встретили машину, нам сказали, что до Ревды будет все время идти спуск. Настрой был оптимистичный! Сразу после этой встречи был подъем. Потом забор, мы как-то, видимо уже на автомате, перетащили велосипеды, перелезли сами, а там... опять подъем. Обманул... И снова в голове «25 минут перевал... около 20 бродов...» что за карты делают в наше время?! После того как преодолели подъем, там кажется было что-то еще вроде забора.. а потом спуск! Надо же не обманул! Так вот наверно как выглядит полное Счастье!!! Спуск около 11 км и все это по асфальту! Ехали быстро, моросил дождь, но к нему уже как-то начинали привыкать, правда, было холодно. Доехали до Ревды. В Ревде купили продукты и двинулись дальше. Остановились на ночевку не доезжая до реки Письем 20 км.

День 6-ый(22.06) Выключите свет!

Вот уже неделю мы не видели темноты. Нет, это конечно здорово, но ритм совершенно сбился… Обещала звонить родителям, а как тут позвонишь, тогда как только беру в руки телефон, оказывается, что уже час ночи, а ощущение, что и десяти-то нет, ну и куда звонить в такое время? Кому-то рассказала, кажется девчонкам, оказалось я не одна такая, приятноJ

Погода была солнечная, хотя к дождю уже привыкли. Он уже можно сказать родным стал, а тут вот оно как, даже ноги бывают сухими оказываетсяJ И все было отлично, быстро вставай, быстро одевайся и в путь! Но тут оказалось, что у Леши Климова сломалось колесо, точнее втулка переднего колеса. Починка заключалась в том, что во втулку напихали какой-то проволоки или чего-то там еще, стараясь этому чему-то предать вид подшипников. Получилось ровно настолько, что Леша мог ехать не более 15 км/час, что само по себе являлось большой подставой, потому как вся дорога состояла из подъемов и спусков, и в то время как мы радостно отдыхали на этих спусках, выжимая все, что могли, он ехал на тормозах со скоростью 20 км/час.

Поскольку мы уже опаздывали везде где могли и не могли, Людмила предложила сесть на поезд на станции Тайбола (не доезжая Мурманска) и доехать до Колы, чтобы хоть как-то сэкономить время. В 2 часа ночи мы сели на поезд. На посадку у нас было, кажется, 5 минут. Загрузились мы так быстро, как я даже в метро в вагон не захожу! Мы сами-то не ожидали от себя такой скорости, а лица проводников надо было видеть, они дольше говорили «вы не успеете», чем мы грузились. Все рюкзаки кучей свалили в тамбур, велосипеды занесли в вагон. Хорошо что была ночь... если бы этот хаос видели люди ехавшие в этом поезде... В Колу приехали в 5 утра и завалились спать...даже смутно помню где... переехали какой-то мост, все было спросонья и как в тумане.

День 7-ой(23.06) В Коле нет «Кока-колы»

Проснулись поздно. В Коле провели кучу времени, за это время поели, купили Леше колесо и выяснили что «Кока-колы» в Коле нет. Это наверно единственное, что запомнилось от города Кола наиболее явно. Как так, в Коле нет колы?J За день проехали совсем немного около 20 км. Заночевали в 2-ух км от Междуречья.

День 8-ой(24.06) ...

Ничего примечательного из этого дня не запомнилось. Ехали все время по асфальту. Проехали 56,78 км. Заночевали у реки Западная Лица.

День 9-й (25.06) Как выглядит солнце?

На маршрут выехали в начале  первого. Погода ничем нас не удивила. Пасмурно, дождь. Затем начался сильный ветер, Приеду в Москву и солнца наверно не узнаю. Самое сложное было останавливаться после преодоления подъема, дело в том, что пока въезжаешь, безумно жарко, но как только притормозишь, тут же ветер продувает насквозь. Ехать было значительно легче не останавливаясь вообще, чтобы не замерзать. Людмила разрешила ехать вперед до Печенги, а там мы должны были встретиться. И мы (Таня, Вера и я) поехали. Пока ехали по правую сторону дороги увидели танки, военные машины, людей в форме, в отдалении виднелся бутафорский замок, видели землянку, все это напоминало учения. Несмотря на дикий холод, ужасно хотелось посмотреть поближе. Мы остановились. Изредка стреляли из танков и кажется из еще каких-то военных машин. Вера сфотографировала пару раз. Вдруг на дорогу выбежали несколько молодых людей по форме, с военными рациями, с оружием, перебежали через дорогу и скрылись в кустах… Это определенно учения. Проехав еще немного, увидели КПП и танки, которые медленно ехали нам на встречу.

Дождь утих, а мы тем временем подъехали к Печенге, на въезде в которую был небольшой мостик, по нему прогуливался послушник и снимал на камеру окрестности. Мы подъехали к нему, что-то спросили, даже уже не помню что, он нам что-то рассказывал…ума не приложу, что нас могло интересовать в такой холод… Затем он пригласил нас в монастырь. И все как-то быстро произошло, мы вошли, нас угостили чаем, затем подъехали все остальные и мы пили чай и беседовали с послушником. Он рассказал много интересного про монастырь, про жизнь на Кольском. У них там даже клубника растет!! В такой холод и клубника!!!

После монастыря мы поехали на ночевку и заночевали в каких-то кустах по правую сторону дороги за Зеленым городком.

День 10-ый(26.06) И снова проспали...

Когда встали не помню, но выехали наверняка поздно. Да…чем дальше тем, хуже, что-то мы совсем от рук отбиваемся. Встаем вроде нормально, ну точнее расталкиваем друг друга, а еще точнее дежурные каждое утро расталкивают всех, предварительно сами проспав, причем когда тебя будят, ты всеми фибрами души хочешь пристрелить этого, для тебя же пытающегося сделать лучше, человека, а на следующий день твое дежурство. И пристрелить уже все хотят тебяJ. И так каждый день.

Поехали к монастырю в Лоустари, про который нам рассказал послушник. Это был женский монастырь, сейчас там ведутся раскопки. Далее был Заполярный. Затем ехали вдоль границы. В какой-то момент наткнулись на пограничников, они проверили паспорта и уехали. Мы забрались в их беседку и стали ждать остальных. А остальные в это время собирали грибы. Холодно, но ветер немного поутих. Пока ехали до турбазы у забора на границе увидели табличку «мины» посмеялись, мол, врут, но проверять не стали, только сфотографировали. Доехали до турбазы и уснули.

День 11-ый(27.06) Последний?

- Только так, чтобы не попала эта жуткая труба, – сказала я фотографирующему меня Коле. (труба завода на другой стороне озера) Да… и в голову тогда не могло придти, что потом мы будем проезжать ее на расстоянии ста метров…

Поехали смотреть водопад на реке Шуонийоки. Водопад потрясающий, ужасно красивый вид. Но это мы поняли, только когда дошли до него, а шли долго, потому как только мы зашли в лес, то увидели чернику и по неосторожности начали ее собирать, а остановиться уже было достаточно тяжело. Но мы себя преодолели, правда для этого стоило на нас немного покричатьJ. Пробрались к водопаду.

Затем мы проехали через Никель. Это безусловно было жестоко… Еще со стороны турбазы жутко выглядела труба, испускавшая клубы дыма, но вблизи это все производило впечатление куда более страшное… Кругом кучи золы, дышать совершенно невозможно, все черное или темное какое-то… как будто в фильм ужасов попали. Всю эту красоту мы наблюдали, преодолевая довольно крутой тягун. Это возможно немного сгладило ощущения, потому как не особо хотелось смотреть по сторонам, когда ехать и без того тяжело. Преодолели! Въехали в Заполярный. И сели на поезд до Мурманска. Там мы поскандалили с проводницей, а как же без этого, и довольные легли спать.

Дни 12-ый, 13-ый(28.06, 29.06) ...в Москву!

Ездовые дни закончились. Хотя конечно еще вечером мы клятвенно уверяли сами себя, что в Мурманске еще сделаем какой-нибудь крюк для километража. Но все усилия Алексея Матросова нас на это подвигнуть уже после поезда оказались тщетны. Мы пообедали на роднике и поехали на поезд в Москву. Предварительно мы, конечно, все разбрелись по своим делам, кроме некоторых особо сознательных граждан в лице Димы, Коли, Людмилы, Леши и Марины, которые прямиком после магазина поехали на поезд и успели там все сделать тихо, без шума, без паники. Разобрали велосипеды, втащили в вагон вещи, и ждали не особо сознательных граждан, то есть насJ Мы, все в разное время, но одинаково поздно примчались кто откуда, со скоростью света разобрали велосипеды, я уже и не помню как это было только вроде остановились, а уже все велосипеды без педалей, без колес, без рюкзаков и остается их только запаковать, собственно только это и успела подумать, мол, надо запаковать велосипед, а он уже в вагоне… чудеса..

Сели мы на поезд, что-то еще попытались делать... гадали кроссворд…ели кажется и спали, спали, спали…а потом была Москва!


фотографии из поездки  >>>



Rambler's Top100
Hosted by uCoz